Периодизация возрастного развития

Возраст детского сада — первых классов начальной школы, 5-8 лет

Что нужно ребенку? Принятие, искренность, доверие, умение слушать

В этом возрасте особенно важно научить ребенка доверять родителям, не бояться говорить правду и делиться своими переживаниями. В этот период жизни ребенок начинает усваивать абстрактные понятия

Именно мыслящий разум младенца, который не понимал причин вашего поведения, а только чувствовал, теперь приобретает возможность воспринимать действительность за пределами «я» и «я хочу». В этом возрасте важно научить ребенка искренности, ведь обычно мы врем, чтобы предотвратить опасности наказания. Страх наказания предусматривает внутреннее напряжение и даже если ложь действительно защищает от ощутимой опасности, она очень редко, если вообще когда-нибудь, помогает избавиться от этого внутреннего напряжения. Это может сделать только правда. Когда маленького ребенка учат тому, что, если он будет говорить правду, это вызовет у него приятные чувства, он будет делать свои первые шаги к осознанию, что правда обладает духовной ценностью.

Физиология ребенка грудного возраста

Следующий период—грудной возраст—длится в основном 1 год. (Некоторые считают его большим — до 1,5 лет.) В этом возрасте усиливается обмен веществ, ребенок быстро растет и развивается. В первое полугодие жизни он удваивает свой вес, к году — утраивает. Длина тела увеличивается на 20—25 см. Такой усиленный рост требует и усиленного питания. Однако органы пищеварения ребенка еще недостаточно приспособлены к перевариванию пищи, так как в период утробного развития питание происходило через организм матери. Незначительные погрешности в кормлении ребенка (например, перекорм) легко выводят из строя пищеварительный тракт, вызывают несварение пищи, неусвоение— диспепсию (понос). Вот почему в этом возрасте особенно часто отмечаются так называемые «острые расстройства пищеварения и питания», которые тяжело отражаются на общем состоянии детей.

Неправильное вскармливание, недочеты ухода, режима и воспитания, инфекционные заболевания приводят и к хроническим расстройствам питания (гипотрофии). При этом нарушается правильное развитие ребенка: он отстает в весе и росте, нарушаются высшая нервная деятельность, функция важнейших органов и систем организма, понижается сопротивляемость инфекции.

Среди заболеваний детей грудного возраста особенно часто встречается рахит. Рахит — заболевание всего организма, связанное с нарушением фосфорно-кальциевого обмена. Он возникает в результате недостатка витаминов в пище, в основном витамина D, неблагоприятных условий внешней среды—недостаточного пребывания на воздухе, солнце, плохого ухода за ребенком. При рахите поражается нервная система (появляется возбудимость, беспокойство, потливость, плохой сон), костная система (наблюдается размягчение костей черепа, искривление длинных трубчатых костей, в тяжелых случаях — их надломы), мышечная система, нарушается функция и других органов и систем организма. Рахит опасен и тем, что он задерживает психическое развитие детей; такие ребята значительно позже здоровых начинают сидеть, стоять, ходить.

Иногда в первые месяцы жизни наблюдаются и проявления экссудативного диатеза. Появляются воспалительные поражения кожи и слизистых оболочек (себорея, экзема, почесуха, крапивница, опрелость), частые насморки, бронхиты.

Оберегайте грудных детей от острых заболеваний дыхательных путей, в том числе и пневмонии (воспаление легких). Легочные заболевания у маленьких детей протекают очень тяжело и вызывают осложнения в виде нагноительных процессов (плевриты н т. д.). Осложнения нередко приводят к воспалению среднего и внутреннего уха и сопровождаются поносом.

Корь, скарлатина, дифтерия до шести месяцев жизни наблюдаются относительно редко, особенно до трех месяцев. Это связано с врожденным иммунитетом — невосприимчивостью организма к заболеванию. После рождения ребенок получает с молоком матери ценные вещества, которые повышают его сопротивляемость инфекции.

В период новорожденности и грудного возраста наблюдается наиболее высокая заболеваемость и смертность детей. Поэтому родителям следует особенно тщательно выполнять все указания врача и медицинской сестры по уходу, режиму и питанию ребенка.

Особенности самооценки подростка

Подростковый возраст — самый сложный, но самый важный в становлении личности. В формировании самооценки взрослеющего ребёнка очень важную роль играет его семья, взаимоотношения в этой семье, стиль воспитания родителей. Родительские ценности, убеждения, моральные принципы, отношения к собственным детям, восприятие детей, в целом определяют позицию подростка к отношениям с людьми и к миру.

Согласно исследованиям психологов, на сегодняшний день одна из самых распространённых проблем общества — это внутрисемейные проблемы. Нарушение взаимоотношений между родителями и детьми часто приводят к негативным последствиям для психического развития подростка. Система воспитания, которая присутствовала в детстве будет взята за основу и перенесена во взрослую жизнь.

Считается, что различные травмирующие ситуации и переживания в детстве способны сформировать у ребёнка повышенную тревожность, отсутствие безопасности, доверия к миру и людям. У ребёнка может развиваться ощущение собственной ненужности, незначительности, беспомощности и подверженности опасности. Таким образом, дети лишаются уверенности в своей ценности, нужности. Они становятся ранимыми, обидчивыми, мнительными.

Самооценка — это то, как человек оценивает себя сам, свою внешность, свои возможности, таланты и умения. Самооценка может быть адекватной и неверной, ложной и правдивой, высокой или низкой, устойчивой или неустойчивой.

В раннем возрасте ребёнок чаще оценивает свои физиологические способности и качества. Например, я сильный или большой.

В подростковом возрасте самооценка выходит на первый план. В этот период молодые люди начинают оценивать себя как личность, которая наделена определёнными психологическими качествами. У них появляется новый взгляд на себя, желание разобраться в себе и своих чувствах, оценить себя и сопоставить с окружающими.

Чтобы обеспечить устойчивую самооценку, подростки постоянно находятся в поисках одобрения себя, своих поступков и мыслей. Часто в погоне за тем самым одобрением общества, они могут жертвовать собственными нестойкими убеждениями и принципами. А всё лишь из-за страха быть не принятым в группу, клан. В этот момент один может стать беспокойным, неуверенным, ранимым. В то время как другой — зазнайкой, с завышенным самомнением. И здесь, как никогда нужна помощь и поддержка взрослого.

Ведь именно взрослый может показать ребёнку пути к самосовершенствованию, выходы из различных проблем, а также помочь поверить в себя. В случае усугубления проблем и сложностей с определением своего места в коллективе, подросток может стать жертвой буллинга, и если эту проблему быстро не решить его низкая самооценка закрепится и создаст серьёзные сложности во взрослой жизни.

Самооценка подростка формируется вследствие равнения на сверстников, на их убеждения, ценности. Требования и правила, которые присутствуют в кругу общения ребёнка влияют на его самоощущение прямо пропорционально. Это связано с тем, что в этом возрасте ещё полностью не сформировались и не укрепились внутренние, личные основы и принципы, на которые можно было бы опереться. И здесь опять важную роль играет взрослый.

В наше время общение всё чаще уходит в онлайн. Именно там подростки самоутверждаются, там общаются, знакомятся, там же может возникнуть травля, буллинг и шейминг

А сам формат общения закономерно вызывает зависимость от интернета и гаджетов.Очень важно соблюдать баланс между реальной и виртуальной жизнями вашего ребёнка. Старайтесь чаще выходить все вместе, сами контролируйте своё телефонное время.

Если в семье преобладают уважительные отношения, доверие к друг другу и поддержка, то у родителей есть реальная возможность и сила влиять на окружение ребёнка. Задача мамы и папы научить детей разбираться в людях, в их мотивации. А главное — научить оценивать свои личные поступки и их последствия.

Возраст — это просто цифры

Многие известные женщины (чаще всего это, конечно же, актрисы) на личном примере демонстрируют, что возраст – это всего лишь цифры в паспорте и что он никак не влияет на то, как дама может выглядеть. Почему они выглядят молодо? Дело не только в пластической хирургии и отсутствии тяжелого физического труда на износ.

Посмотрите, как выглядит Джина Лоллобриджида в свои 92 года!

Российский зритель помнит ее молодой красоткой из кинофильмов «Фанфан Тюльпан», «Собор Парижской Богоматери» и многих других, и, конечно же, время беспощадно, но только посмотрите, сколько жизни в ее глазах! 92, говорите? – Да ни в жизнь!

Возрастные периоды развития человека

Возрастная периодизация продолжает изучаться, так как нет единой классификации, которая бы отвечала потребностям всех специалистов. В медицине принято выделять несколько этапов становления человека:

  • младенчество;
  • детство;
  • дошкольный;
  • младший школьный;
  • средний школьный;
  • старший школьный;
  • юность;
  • зрелость;
  • старость.

Разделение на этапы нужно для того, чтобы лучше понимать, в какое время появляются те или иные навыки, умения, представления о жизни.

Разделение по годам

До одного месяца малыш считается новорожденным. У него есть только несколько рефлексов, он слабый и полностью беспомощный. До года он считается грудным младенцем. С каждым месяцем жизни у него появляется все больше навыков и умений. Он садится, ползает, встает на ножки, рассматривает мир, узнает родителей и т.д.

Важно! В грудной период нужно внимательно следить за развитием малыша, так как многие нарушения можно выявить в этом возрасте. С года до трех лет идет раннее детство

В это время малыш уверенно ходит, играет и говорит

С года до трех лет идет раннее детство. В это время малыш уверенно ходит, играет и говорит.

В этот период ребенок активно познает мир

Младший дошкольный возраст длится с трех до пяти лет. В это время малыши учатся взаимодействовать друг с другом, осваивают предметную деятельность и совершенствуют представления об игре. В это время они учатся, у них формируются знания о мире, математике, искусстве и т.п.

Старший дошкольный возраст длится с 5 до 7 лет. Появляется сюжетно-ролевая игра, дети активно выступают, поют и читают стихи, танцуют. Они начинают готовиться к школе. В этот период они активно работают в группе.

Младший школьный возраст длится с 7 до 10 лет. Ученики способны прилежно заниматься и усваивать новую информацию. У них становится ведущей учебная деятельность.

Подростковый возраст длится с 10 до 14 лет

В это время для ребенка важно социальное взаимодействие. Происходит половое созревание, которое приносит физиологические изменения

У детей могут резко меняться настроение и отношение к жизни.

Ранняя юность длится с 14 до 18 лет. В этот период дети ищут свое место в жизни, пробуют работу и пытаются стать самостоятельными. У них складываются мировоззрение, идеалы, ценности.

Юность приходится на период с 17 до 20 лет. Происходит окончательное самоопределение. Мальчики служат в армии, после чего идут работать или учиться. С 20 до 30 лет идет лучший расцвет жизни у человека. Он оценивает свои возможности и пытается чего-то достигнуть.

Зрелость длится с 30 до 70 лет. В это время у людей появляется опыт жизни. Они начинают не только ценить образование, но и определенные бытовые знания и представления о мире. После 70 лет наступает поздняя зрелость. Человек подводит итог своей жизни и стремится передать свои знания молодым.

Граница возрастных разделений очень условна. Некоторые дети развиваются быстрее, другие – медленнее. Поэтому у конкретной личности могут наблюдаться отклонения. Сложнее всего с определением психологической зрелости. Кто-то и в 25 лет будет зависимым и инфантильным.

Методические указания для студентов

Практические работы по возрастной психологии проводятся на основе изученного теоретического материала по следующим темам: предмет, задачи и методы возрастной психологии, основные закономерности психического развития, возрастные периодизации: понятие, сущность, подходы, психическое развитие ребенка младенческого возраста, психическое развитие ребенка раннего возраста, психическое развитие ребенка дошкольного возраста, особенности психического развития младшего школьника, психические особенности развития подростка, психическое развитие в юношеском возрасте.

Практические работы по возрастной психологии, организуемые с помощью данного учебного пособия, представляют собой аудиторную или внеаудиторную самостоятельную работу, включающую выполнение заданий репродуктивного, поискового и творческого характера. Задания к практическим работам по возрастной психологии составлены на основе рабочей программы по психологии, разработанной преподавателем психологии Парфирьевой И.В.

20 стр., 9582 слов

Психология дошкольного возраста как наука. Предмет и задачи

… психического развития проявляются у каждого ребенка индивидуально, своеобразно и неповторимо. Каждый ребенок усваивает речь, учится ходить, действовать с предметами, при этом путь ее развития остается индивидуальным. Методы исследования психологии дошкольного возраста …

Основная цель практических работ: способствовать развитию интереса к возрастной психологии, формированию психологического мышления, практических и исследовательских умений и навыков, а главное, формированию психологической компетентности.

Периодизация и ведущая деятельность по Эльконину

Советский психолог Д. Б. Эльконин считал, что для каждого возраста присуща своя система видов деятельности, однако, особое место в ней занимает ведущая деятельность. При этом ведущей является необязательно та деятельность, которая у ребёнка занимает больше времени, а та, что является главной по своему значению для развития психики. В соответствии с ведущими видами деятельности Эльконин выделяет и периоды детского развития:

  1. Младенчество, когда общение ребёнка со взрослым носит непосредственный, эмоциональный характер.
  2. Ранний возраст (1-3 года) с преобладанием предметной деятельности.
  3. Дошкольный возраст (3-7 лет) с преобладанием ролевых игр.
  4. Младший школьный возраст (8-12 лет) с доминированием учебной деятельности.
  5. Подростковый возраст (11-15 лет) с лично-интимным общением с ровесниками.
  6. Юность.

Внутри самой деятельности различаются психологические новообразования. Когда одна ведущая деятельность сменяется другой (например, вместо игровой деятельности дошкольника возникает учебная деятельность младшего школьника), то наступает кризис. По содержанию можно отличать кризисы отношений, характерные для 3 и 11 лет и кризисы мировоззрения, которые приходятся на 1 год, 7 и 15 лет.

Периодизация психического развития

Оранжевый цвет в психологии — что он означает в жизни человека

Принято выделять два типа возраста. Физический легко посчитать с момента рождения. Сложнее вычислить психический, так как его нельзя привязать к какой-то дате.

У психологов нет единого мнения о том, какой периодизация должна быть. Так, Жан Пиаже сделал свою классификацию на основе интеллектуального становления:

  1. С момента появления на свет до двухлетнего возраста длится сенсомоторная стадия. На этом этапе ребенок изучает новый для него мир и активно с ним взаимодействует.
  2. С двух до семи лет наступает дооперационная стадия. В этот период дети манипулируют предметами.
  3. С семи до двенадцати лет действия приобретают конкретику, появляется абстрактное мышление, и ребенок может учиться в школе.
  4. После двенадцати лет наступает период формальных операций. У детей появляются первые навыки научного мышления, они полностью оперируют абстрактными понятиями. Они могут понимать отдаленные перспективы и ставить себя на место других людей.

У Слободчикова была выработана немного другая классификация. Он выделял четыре этапа:

  1. До года шло оживление.
  2. С года до шести лет – одушевление, в этот период ребенок понимает себя как живую личность.
  3. С шести до восемнадцати лет – персонализация. Дети осознают свою индивидуальность.
  4. С восемнадцати до сорока лет – индивидуализация. В этот период человек стремится к осознанию своего места в мире.

Стадии периодизации могут называться по-разному, все зависит от автора классификации. Дистеверг просто выделял три этапа: господство ощущения, господство памяти, господство разума. Он не привязывал их к какому-то возрасту.

Разные взгляды

В психологии нет единого мнения о том, какие бывают возрастные категории людей. Каждый специалист выделял свои этапы и обосновывал решение иными взглядами на проблему.

Эльконин

Больше всего распространены представления о возрастных периодах жизни человека, которые были выведены Элькониным. Он разделил весь этап существования человека на раннее детство, дошкольный возраст, школьный возраст.

Свою классификацию он разработал только для детей, т.е. до достижения 18 лет. Именно она стала основной для использования в образовательной сфере. Эльконин считал, что дальнейшее разделение невозможно. Вся проблема в том, что взрослые люди имеют большое многообразие путей.

Важно! В зависимости от обстановки в стране менялись представления поколений о жизни. После 18 лет сложно выделить какие-то возрастные периоды

Слишком много факторов влияет на личность: обучение, работа, служба в армии и т.п. У каждого индивида – свои чувства и ценности, которые влияют на поступки

После 18 лет сложно выделить какие-то возрастные периоды. Слишком много факторов влияет на личность: обучение, работа, служба в армии и т.п. У каждого индивида – свои чувства и ценности, которые влияют на поступки.

Пифагор

В древние времена ученые тоже имели много представлений об окружающем мире. Возникновение теории Пифагора связано со сменой времен года. Так, он считал, что весна – это момент появления жизни, начало существования, поэтому это время года ассоциируется с рождением.

Период лета соотносился с взрослением. В это время человек расцветал и демонстрировал свои лучшие качества. Такое время еще можно называть этапом буйного роста.

Осень – это пора зрелости, когда человек умудрен опытом и знает, чего хочет от жизни. Индивид становится мудрым, уравновешенным и готовым принимать различные точки зрения.

Зима – это угасание жизни, которое приходит со старостью. Человек не боится смерти, так как он хорошо понимает, что срок его существования подошел к концу.

Выготский

Особенность подхода ученого заключалась в том, что ему удалось связать периоды стабильности и кризиса. В момент рождения малыш попадает в кризис, потом спокойно развивается до года и снова попадает в кризис.

В годовалом возрасте ребенок сталкивается с критической точкой развития

Следующий кризис приходится на три года, после чего покой длится до семи лет. Человеческая психика формируется под воздействием новой среды. Поэтому не стоит бояться появления критических моментов, так как они нужны для улучшения работы организма.

Ребенок учится познавать собственные чувства. Поэтому в подростковый кризис он изучает себя, свою привлекательность и испытывает первую влюбленность. Ему интересны не только принятые нормы, но и нечто запретное.

Выготский также подчеркивал, что кризисы сопровождают человека на протяжении всей жизни. Некоторые его последователи уверены в том, что индивид их переживает каждое десятилетие.

Фрейд

Психоаналитик тоже внес свою лепту в развитие представлений о возрастной периодизации. Его периоды стали называться по тому, каким умением овладевал ребенок на определенном этапе развития.

Первый – это оральный. Малыш может сосать грудь или бутылочку, насыщение приносит ему удовольствие. Анальный – длится с года до трех лет, в это время ребенок учится контролировать позывы в туалет.

В дошкольный период малыш переживает фаллическую стадию, т.е. осознает свой пол

Латентный этап длится с 6 до 12 лет. В это время дети интересуются социальной сферой. Генитальный – начинается с 12 лет и длится до 18 лет. В этот период подросток осознает сексуальность.

В философии, психологии, социологии, биологии есть свои взгляды на возрастную периодизацию. Единого мнения среди специалистов пока нет.

Младший дошкольный возраст (3 — 5 лет).

    Ребенок выходит из кризиса 3 лет с желанием действовать автономно и с системой самооценки.  Благодаря развитой речи и способности передвигаться он может чувствовать соразмерность со взрослыми. Но он понимает, что взрослые делают, что-то не на основе умений (как делать), а на смысловой основе (почему делать), однако, мотивационно-потребностная сфера у него пока не развита. Поэтому основной задачей ребенка в этом возрасте становится развитие этих смыслов, путем участия в человеческих отношениях. Поскольку взрослые ограждают его от этого активного участия, ребенок реализует это стремление в играх. Именно поэтому в 3 – 5 лет главное место в ежедневных занятиях малыша занимает сюжетно-ролевая игра. В них он моделирует мир взрослых и правила функционирования в этом мире. Для ребенка это не просто игровой процесс – это своеобразное отношение к действительности, в нем они создает мнимые ситуации или переносит свойства одних предметов на другие

Развитие у ребенка способности переноса свойств реальных предметов на предметы заменители (например, телевизор – коробочка из под конфет и т.п.) очень важно, оно говорит о развитии абстрактного мышления и знаково-символической функции. К концу этого периода сюжетно-ролевые игры начинают приобретать «режиссерский» характер

Ребенок уже не просто моделирует ситуацию, и сам непосредственно участвует в ней – он создает некоторый законченный сюжет, который может проигрывать по нескольку раз.

    В младшем дошкольном возрасте у ребенка также развиваются такие способности как:

  1. произвольность (возможность приостанавливать аффект для оценки ситуации и прогнозирования);  
  2. способность к обобщению переживаний (начинает появляться стойкое отношение к чему-либо,  т.е. развитие чувств); 
  3. в начале этого периода возникает наглядно-действенное мышление, а к его концу оно изменяется на наглядно-образное;
  4. в нравственном развитии осуществляется переход от принятия культурных и нравственных норм как данности к сознательному их принятию.

    Младший дошкольный возраст – благодатная пора для развития речи. Именно в период от 3 до 5 лет в развитии речи происходят значительные изменения.К4-м годам малыш начинает активно овладевать синтаксической стороной речи, в его речи возрастает количество распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

    Ребенок осваивает предлоги, сложные союзы. К 5 годам дети уже хорошо понимают прочитанный вслух текст, способны пересказать сказку или рассказ, построить рассказ по серии картин, обосновывать ответы на вопросы

В этот период важно не упустить время и регулярно проводить с малышом занятия на развитие речи: беседы по картинке, упражнения на развитие дикции, театральные игры

    К 5 годам происходят существенные сдвиги и в развитии логического мышления детей. Они осваивают прием сравнения и сопоставления сходных и различных предметов (по форме, цвету, величине), умеют обобщать признаки и выделять из них существенные, успешно группируют и классифицируют предметы. 

Разделение возрастных периодов

Надо заметить, что психологический возраст конкретного ребенка и календарный возраст, который записан вначале в свидетельстве о рождении, а после в паспорте, не все время совпадают. Также необходимо отметить, что любой период имеет свои особенности развития личности, взаимоотношений с окружающими, психических функций. Помимо этого, у ребенка есть некоторые границы, которые все-таки могут смещаться. Таким образом, некоторые дети раньше вступают в определенный возрастной период, а некоторые – позже. Границы подросткового возраста, связанные с половым созреванием, особенно сильно расплывчаты.

Детство

Когда заканчивается детство? Традиционно в психологии речь идет о времени с рождения человека до достижения им семилетнего возраста. Но, естественно, современное детство продолжается у ребенка и после того как он начинает ходить в школу. Конечно же, младший школьник еще является ребенком. Между прочим, многие психологи, определяют отдельно «затянувшееся детство» и подростковый период. Какого бы мнения психологи ни придерживались, необходимо констатировать факт того, что ребенка настоящая взрослость ожидает только к 16–17 годам.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про всех животных
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: