Протистология

Журналы и общества

К специализированным академическим журналам относятся:

  • Archiv für Protistenkunde, 1902-1998, Германия (переим. Протист, 1998-);
  • Archives de la Societe Russe de Protistologie, 1922-1928, Россия;
  • Журнал протозоологии, 1954-1993, США (переименовано Журнал эукариотической микробиологии, 1993-);
  • Acta Protozoologica, 1963-, Польша;
  • Protistologica, 1968-1987, Франция (переименов. Европейский журнал протистологии, 1987-);
  • Японский журнал протозоологии, 1968-2017, Япония (переименовано Журнал протистологии, 2018-);
  • Протистология, 1999-, Россия.

Другие менее специализированные журналы, важные для протистологии до появления более специализированных:

  • Comptes rendus de l’Académie des Sciences, 1666-, Франция;
  • Ежеквартальный журнал микроскопической науки, 1853-1966, Великобритания (переименовано Журнал клеточной науки, 1966-);
  • Archiv für mikroskopische Anatomie, 1865-1923, Германия;
  • Труды Микроскопического общества, 1841-1869, Великобритания (переименована в Журнал микроскопии, 1869-);
  • Труды Американского микроскопического общества, 1880-1994, США (переименовано в Биология беспозвоночных, 1995-);
  • Memórias do Instituto Oswaldo Cruz, 1909-, Бразилия.

Некоторые общества:

  • Общество протозологов, 1947-2005, США (переименовано Международное общество протистологов, 2005-), со многими филиалами;
  • Международное общество эволюционной протистологии, 1975, США.

Журналы и общества

К специализированным академическим журналам относятся:

  • Archiv für Protistenkunde, 1902-1998, Германия (переим. Протист, 1998-);
  • Archives de la Societe Russe de Protistologie, 1922-1928, Россия;
  • Журнал протозоологии, 1954-1993, США (переименовано Журнал эукариотической микробиологии, 1993-);
  • Acta Protozoologica, 1963-, Польша;
  • Protistologica, 1968-1987, Франция (переименов. Европейский журнал протистологии, 1987-);
  • Японский журнал протозоологии, 1968-2017, Япония (переименовано Журнал протистологии, 2018-);
  • Протистология, 1999-, Россия.

Другие менее специализированные журналы, важные для протистологии до появления более специализированных:

  • Comptes rendus de l’Académie des Sciences, 1666-, Франция;
  • Ежеквартальный журнал микроскопической науки, 1853-1966, Великобритания (переименовано Журнал клеточной науки, 1966-);
  • Archiv für mikroskopische Anatomie, 1865-1923, Германия;
  • Труды Микроскопического общества, 1841-1869, Великобритания (переименована в Журнал микроскопии, 1869-);
  • Труды Американского микроскопического общества, 1880-1994, США (переименовано в Биология беспозвоночных, 1995-);
  • Memórias do Instituto Oswaldo Cruz, 1909-, Бразилия.

Некоторые общества:

  • Общество протозологов, 1947-2005, США (переименовано Международное общество протистологов, 2005-), со многими филиалами;
  • Международное общество эволюционной протистологии, 1975, США.

Описание профессии зоолога

Зоология – это наука, берущая начало еще из эпохи Древней Греции. Известно, что Аристотель составил одни из первых трудов, посвященных животному миру. Интерес к этой сфере не угасал и в Средние Века: люди продолжали изучать повадки и особенности как диких, так и одомашненных животных. С XVIII века изучение братьев наших меньших стало более серьезным и научным, появились первые микроскопы, накопленные ранее знания стали систематизироваться.

Современные зоологи не только изучают существующих животных, но и пытаются понять причины, приведшие к исчезновению других видов, чтобы иметь возможность предотвратить это в будущем.

Специалист в этой области может заниматься исследованием жизни животных в среде их обитания или же анализом полученных данных в лабораториях. От этого зависит и специфика его работы: он может проводить много времени в командировках, заниматься исследованиями в полевых условиях или же посвящать свое время лабораторным опытам и экспериментам, а затем публиковать научные труды на основе проделанной работы.

Зоолог также может быть занят в таких сферах как животноводство, экология, ветеринария и медицина.

В задачи зоологов входит не только изучение, но и охрана природы, животных. За время технического прогресса и все большего освоения земли человеком количество видов животных постоянно снижается. Чтобы предотвратить вымирание редких видов зоологи занимаются созданием природных парков, охранных зон и заповедников.

Литература

  • Серавин Л. Н. Двигательные системы простейших. Строение, механохимия и физиология. — Л.: Наука, 1967. — 332 с.
  • Серавин Л. Н. Простейшие … что это такое?. — Л.: Наука, 1984. — 174 с.

Органы чувств

Простейшие обладают способностью определять интенсивность света (освещенность) с помощью светочувствительной органеллы — глазка. Изучение ультратонкого строения глазка морского жгутиконосца Chromulina psammobia показало, что в его состав входит видоизмененный жгутик, погруженный в цитоплазму.

В связи с различными типами питания, которые позднее будут разобраны подробно, у простейших весьма велико разнообразие пищеварительных органелл: от простых пищеварительных вакуолей или пузырьков до таких специализированных образований, как клеточный рот, ротовая воронка, глотка, порошица.

Выделительная система

У простейших имеются выделительные органеллы — сократительные вакуоли. Кроме функции выделения накапливающихся в цитоплазме жидких продуктов метаболизма (обмена веществ), сократительная вакуоля освобождает простейшее от избытка воды, поступающей из окружающей среды в его тело. Здесь функция экскреции объединяется с функцией осморегуляции, или поддержания постоянства внутренней среды организма. Морские простейшие, кроме инфузорий, и паразитические формы лишены сократительных вакуолей. Жидкие продукты обмена веществ выводятся у них диффузно всей поверхностью тела.

Большинству простейших свойственна способность к перенесению неблагоприятных условий среды (пересыхание временных водоемов, жара, холод и т. п.) в форме цист. Готовясь к инцистированию, простейшее выделяет значительное количество воды, что ведет к повышению плотности цитоплазмы. Выбрасываются остатки пищевых частиц, исчеэают ресиички и жгутики, втягиваются псевдоподии. Понижается общий обмен веществ, формируется защитная оболочка, часто состоящая из двух слоев. Образованию цист у многих форм предшествует накопление в цитоплазме запасных питательных веществ.

Простейшие не теряют жизнеспособности в цистах очень долго. В опытах эти сроки превышали у рода Oicomonas (Protomonadida) 5 лет, у Нае- matococcus pluvialis — 8 лет, а для Peridinium cinctum максимальный срок выживания цист превысил 16 лет.

В форме цист простейшие переносятся ветром на значительные рас-стояния, что объясняет однородность фауны простейших на всем земном шаре. Таким образом, цисты не только несут защитную функцию, но и служат основным средством расселения простейших.

К Л кап Тип простейших (Protozoa) разделяется на 5 классов. В основу выделения классов положено устройство двигательных органелл, а также особенности размножения. Мы принимаем деление типа простейших на следующие классы:

1.    Саркодовые (Sarcodina);

2. Жгутиковые (Mastigophora, или Flagellata);

3.    Споровики (Sporozoa);

4. Книдоспоридии (Cnidosporidia);

5. Инфузории (Ciliophora, или Infusoria).

Морфология как наука

Стоит отметить такую дисциплину как морфология растений. Эта наука изучает строение растений.

Она подразделяется на:

  • микроскопическую морфологию. Изучает строение клеток и тканей растений, эмбриологию;
  • макроскопическую морфологию (органография). Она изучает органы и части растений.

Разделы морфологии

Отдельные разделы морфологии — самостоятельные дисциплины:

Органография. Изучает органы и части растений;

Палинология. Предмет ее изучения — строение спор и пыльца растений;

Карпология. Классифицирует плоды;

Тератология. Исследует уродства и аномалии, возникающие в строении растений;

Анатомия растений. Изучает, как растения устроены внутри;

Физиология растений. Она занимается изучением форм растений, наблюдающихся в ходе онтогенеза и филогенеза, и процессов, которые происходят в растении: их причины, особенности и связь с окружающей средой. Физиология имеет отношение к систематике;

Биохимия растений. Ее интересуют химические процессы, происходящие в растениях — те, что связаны с ростом и развитием;

Генетика растений. В поле ее внимания — генетические изменения растений

При этом не важно, происходят они без человеческого вмешательства или с ним;

Фитоценология. Изучает растительный покров планеты, отмечает динамические изменения в природе, завиисимости и закономерности этих изменений;

Замечание 3

Растительность в данном контексте — сочетание всех растений на одной территории, составляющие ее ландшафт.

  • Геоботаника. Концентрируется на изучении экосистем: взаимосвязи между растениями, животными и неживой природой (этот комплекс называют биогеоценозом);
  • Экология растений. В поле ее зрения — растения и среда их обитания, а также определение наиболее подходящих условий для растительного мира;
  • Палеоботаника. Она сфокусирована на изучении ископаемых растений, что дает возможность проследить историю развития.

В чём отличие живого организма от неживого вещества?

На первый взгляд, это очень простой вопрос, и отличить живое существо от неживой материи очень просто. Но чтобы сформулировать различие и выделить основные признаки живого существа, учёным пришлось проделать огромную работу. Сегодня признано, что живой организм обладает:

– обменом веществ, т.е. способностью поглощать вещества из окружающей среды, перерабатывать и частично или полностью встраивать их в себя;

– восприятием и обработкой информации, т.е. способностью реагировать на внешние раздражители произвольным изменением внутренних процессов;

– возможностью размножаться, т.е. способностью воспроизводить себе подобные организмы;
– развитием, т.е. способностью изменять с течением времени свой внешний вид, размеры и внутреннюю структуру.

Этими свойствами обладают все живые организмы, от бактерии до человека.

1 вариант

А1. Все живые организмы состоят из

1) клеток
2) тканей
3) межклеточного вещества
4) систем органов

А2. Как самостоятельный организм существует клетка

1) кожицы листа
2) бактериальная
3) мышечного волокна
4) корневого чехлика

А3. Живой организм представляет собой

1) объединение живых клеток
2) совокупность покровных и проводящих тканей
3) одну систему органов
4) согласованную систему клеток, тканей, органов

А4. Сходные по строению и физиологическим особенностям особи образуют

1) организм
2) биосферу
3) вид
4) лесное сообщество

А5. Сообщество животных и растений -организмов, живу­щих совместно на лугу и взаимодействующих между со­бой, называют

1) популяция
2) биоценоз
3) биосфера
4) вид

А6. Почва, входящая в биосферу, представляет собой

1) живое вещество
2) косное вещество
3) биокосное вещество
4) неорганическое вещество

А7. Процесс создания человеком сортов культурных растений называется

1) искусственный отбор
2) естественный отбор
3) борьба за существование
4) наследственность

А8. В результате естественного отбора в природе выживают

1) только простейшие животные
2) особи, приспособленные к условиям среды
3) все цветковые растения
4) полезные для человека особи

А9. Классификацией, или распределением организмов по группам на основе их сходства и родства, занимается био­логическая наука

1) система тика
2) анатомия
3) экология
4) цитология

А10. Наименьшей систематической единицей классификации живых организмов принято считать

1) род
2) вид
3) отряд
4) царство

А11. Неклеточное строение имеют организмы

1) грибы
2) бактерии
3) вирусы
4) животные

Б1. Верны ли следующие утверждения?

А. Существуют виды, у которых организм состоит из од­ной клетки.
Б. Бактерия — одна из самых сложноустроенных клеток.

1) Верно только А
2) Верно только Б
3) Верны оба суждения
4) Неверны оба суждения

Б2. Верны ли следующие утверждения?

А. Естественный отбор особей в природе ведет к образова­нию новых видов.
Б. Борьба за существование происходит только между животными.

1) Верно только А
2) Верно только Б
3) Верны оба суждения
4) Неверны оба суждения

Б3. Верны ли следующие утверждения?

А. Близкородственные виды животных объединяют в род.
Б. Всего различают два царства живой природы: растения и животные.

1) Верно только А
2) Верно только Б
3) Верны оба суждения
4) Неверны оба суждения

Б4. Выберите три верных утверждения. Уровни организации живой материи, которые участвуют в образовании орга­низма многоклеточного животного, — это

1) клеточный
2) видовой
3) тканевый
4) органный
5) биоценотический
6) биосферный

Б5. У становите последовательность уровней организации живой материи, начиная с клетки.

1) клетка
2) организм
3) ткань
4) биосфера
5) вид
6) биоценоз

Б6. У становите последовательность систематических категорий, начиная с наименьшей.

1) род
2) царство
3) класс
4) вид

Систематика как ботаническая дисциплина

Что изучает наука систематика? Она занимается классификацией растений на основе подобных общих характеристик.

Являясь основной ботанической дисциплиной, систематика сконцентрировала внимание на классификации растений. Поэтому на вопрос, что изучает систематика проще всего ответить так: она изучает весь растительный мир, выделяет в нем отдельные группы, объясняет родственные и эволюционные связи между этими группами

Замечание 2

Для этих целей в ботанике существует специальный раздел — филогения.

Процесс систематизации растений происходил поэтапно. Вначале исследователи брали за основу внешние, морфологические признаки. Сегодня уже учитываются и внутренние признаки: смотрят, как устроены клетки, изучают их химический состав, какой хромосомный набор они имеют, какими экологическими особенностями отличаются.

Что такое организм?

Слово «организм» имеет латинское происхождение и использовалось ещё средневековыми учёными. На латыни оно звучит как «organismus» и является производным от слова «organizo», которое употребляется в значении «устраиваю, упорядочиваю». Так в биологии называют любое живое тело, которое способно существовать отдельно от других и обладает рядом свойств, отличающих его от неживых предметов. Организм входит в состав своего вида и своей популяции, т.е. его внешний вид и характерные особенности жизнедеятельности соответствуют определённым видовым качествам.

На нашей планете обитает множество видов живых организмов. Их изучение и классификация входит в сферу деятельности учёных-биологов. Структурной единицей любого организма является клетка, т.е. все они состоят из различных живых клеток, отвечающих за различные функции. Различают одноклеточные и многоклеточные организмы:

– одноклеточные состоят из одной-единственной клетки и размножаются преимущественно делением;

– многоклеточные состоят из множества клеток разных видов, а процесс размножения у них организован различными способами.

Кроме того, существует промежуточная категория – колония одноклеточных, которая частично обладает признаками многоклеточного организма, а частично – признаками группы отдельных одноклеточных организмов.

Зоология простейших

К простейшим относятся все одноклеточные животные. А именно:

  • саркомастигофоры (амебы, лучевики, фораминиферы, солнечники);
  • жгутиконосцы (вольвокс, эвглена, трипаносома, опалина);
  • инфузории (ресничные и сосущие инфузории);
  • споровики (грегарины, кокцидии, токсоплазмы, малярийный плазмодий).

Некоторые амебы, инфузории и все споровики являются опасными возбудителями серьезных заболеваний и у людей, и у животных

Поэтому подробное изучение их жизненного цикла, способов питания и размножения является важной частью в поиске методов борьбы с ними. Именно поэтому зоология простейших является не менее важным разделом науки, чем все остальные

1 вариант

Часть А

A1. Животные питаются

1) в процессе фотосинтеза
2) образуя органические вещества из углекислого газа и воды
3) поглощая готовые органические вещества
4) создавая питательные вещества на свету

А2. Из одной клетки состоит тело

1) мхов
2) лишайников
3) шляпочных грибов
4) простейших животных

А3. Микроскопические размеры имеет

1) плесневый гриб мукор
2) простейшее животное
3) мох сфагнум
4) водоросль ламинария

А4. Форма тела амёбы

1) шарообразная
2) непостоянная
3) изогнутая
4) палочковидная

А5. Простейшее животное инфузория туфелька передвигается с помощью

1) ресничек
2) жгутиков
3) плавников
4) ложноножек

Часть Б

Б1. Верны ли следующие утверждения?

А. Тело некоторых простейших животных имеет твёрдый наружный скелет.
Б. Простейшее животное инфузория туфелька способна ды­шать, питаться, размножаться.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) неверны оба суждения

Б2. Верны ли следующие утверждения?

А. Амёба захватывает пищу жгутиком.
Б. Среди представителей простейших животных существуют многоклеточные организмы.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) неверны оба суждения

Б3. Выберите три верных утверждения. Для животных ха­рактерны

1) ограниченный рост
2) неподвижность
3) активное передвижение
4) неограниченный рост
5) питание готовыми веществами
6) образование веществ на свету

Б4. Отметьте предложения, содержащие ошибки.

1) Амёба не может дышать.
2) Простейшие питаются как животные, т.е. поедают го­товые питательные вещества.
3) В клетке простейшего животного отсутствует ядро.
4) Одноклеточные животные обитают в почве, воде, воз­духе и других организмах.

Предмет, задачи и методы исследования в ботанике

Определение 3

Предмет изучения в ботанике — растения: их строение, рост, родственные связи, возможности рационального применения.

Выделяют 5 основных задач ботаники:

  1. Изучение растений с целью повысить их устойчивость, выносливость и урожайность.
  2. Определение новых видов растений, возможностей их использования.
  3. Изучение того, как растения влияют на организм человека.
  4. Определение, какова роль человека в сохранении и развитии растений на планете.
  5. Генетическая трансформация растений.

Основных методов исследования в ботанике 6:

  1. Метод наблюдения. Применяется на макро- и микроскопическом уровнях. Он основан на установлении индивидуальности исследуемого объекта, при этом искусственного вмешательства в процессы жизнедеятельности этого объекта не наблюдается. Полученная в ходе наблюдения информация исследуется дальше.
  2. Метод сравнения. Исследуемый объект сравнивают с похожими объектами. Это помогает в классификации, так как в ходе сравнения определяются сходства и различия с близкими объекту формами.
  3. Метод эксперимента. В этом случае объект или процесс изучается в специально созданных по такому случаю искусственных условиях. Экспериментальный метод отличается тем, что допускает специальное вмешательство исследователя в природу. Благодаря этому есть возможность обозначить последствия влияния различных факторов на объект. В этом заключается принципиальное отличие эксперимента от наблюдения. А еще эксперимент можно ставить как в лаборатории, так и в естественных условиях.
  4. Мониторинг. Основан на непрерывном наблюдении за состоянием отдельных объектов, а также за тем, как протекают отдельные процессы.
  5. Моделирование. Заключается в том, что отдельные процессы и явления показываются и исследуются при помощи упрощенной имитации. Преимущество моделирования в том, что таким образом изучаются процессы, недоступные для изучения в живой природе или в условиях эксперимента.
  6. Метод статистики. В его основе — статистическая обработка количественного материала. Как правило, такой материал собирается в ходе других исследований: наблюдения, моделирования, эксперимента. Благодаря этому есть возможность определить и провести анализ определенных закономерностей.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

2 вариант

А1. Клетка представляет собой отдельный организм у

1) простейшего животного
2) цветкового растения
3) шляпочного гриба
4) земноводного животного

А2. Клетки, строение и функции которых сходны, образуют

1) организм лягушки
2) стебель дерева
3) проводящую ткань растения
4) внутренние органы рыбы

А3. В природе самостоятельно существовать не может

1) бактериальная клетка
2) простейшее животное
3) плавник рыбы
4) одноклеточная водоросль

А4. Группа особей из представителей одного вида, занимаю­щая определенную территорию, — это

1) вид
2) популяция
3) животные леса
4) растения заливного луга

А5. Оболочка Земли, заселенная живыми организмами, — это

1) популяция
2) биоценоз
3) биосфера
4) атмосфера

А6. Грибы представляют собой вещество биосферы

1) живое
2) косное
3) биокосное
4) органическое

А7. На основе наследственной изменчивости человек создает

1) виды беспозвоночных животных
2) породы домашних животных
3) виды цветковых растений
4) органы позвоночных животных

А8. В природе в процессе борьбы за существование происходит

1) искусственный отбор
2) естественный отбор
3) образование пород домашних животных
4) образование сортов культурных растений

А9. Первую естественную классификацию видов создал

1) К. Линней
2) Ч. Дарвин
3) Аристотель
4) Теофраст

А10. Совокупность сходных по строению особей, занимающих общую территорию, свободно скрещивающихся между со­бой и дающих плодовитое потомство, называют

1) род
2) вид
3) отряд
4) класс

А11. Все растения, населяющие Землю, объединяют в систематическую группу­

1) семейство
2) отряд
3) тип
4) царство

Б1. Верны ли следующие утверждения?

А. Клетка одноклеточного животного способна осуществ­лять все процессы жизнедеятельности.
Б. Целостный организм животного — это совокупность отдельных органов.

1) Верно только А
2) Верно только Б
3) Верны оба суждения
4) Неверны оба суждения

Б2. Верны ли следующие утверждения?

А. Борьба за существование является одной из движущих сил эволюции.
Б. Индивидуальная наследственная изменчивость присуща всем живым организмам.

1) Верно только А
2) Верно только Б
3) Верны оба суждения
4) Неверны оба суждения

Б3. Верны ли следующие утверждения?

А. В основу современной систематики организмов поло­жена общность их строения и происхождения.
Б. В систематике принято различать четыре царства жи­вой природы.

1) Верно только А
2) Верно только В
3) Верны оба суждения
4) Неверны оба суждения

Б4. Выберите три верных утверждения. Биосфера как живая оболочка Земли включает

1) живое вещество
2) биокосное вещество
3) ядро
4) мантию
5) косное вещество
6) магму в недрах вулкана

Б5. Установите последовательность уровней организации живой материи, начиная с биосферы.

1) биосфера
2) организм
3) вид
4) орган
5) клетка
6) биоценоз

Б6. Установите последовательность систематических категорий, начиная с наибольшей.

1) отряд
2) вид
3) царство
4) класс

Ответы на тест по биологии Многообразие живого и наука систематика1 вариант
А1. 1
А2. 2
А3. 4
А4. 3
А5. 2
А6. 3
А7. 1
А8. 2
А9. 1
А10. 2
А11. 3
Б1. 1
Б2. 1
Б3. 1
Б4. 134
Б5. 132564
Б6. 41322 вариант
А1. 1
А2. 3
А3. 3
А4. 2
А5. 3
А6. 1
А7. 2
А8. 2
А9. 2
А10. 2
А11. 4
Б1. 1
Б2. 3
Б3. 3
Б4. 125
Б5. 163245
Б6. 3412

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про всех животных
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: